Что такое пассионарная теория этногенеза

Страстная теория этногенеза

Пассионарная теория этногенеза известна в научном мире как концепция развития этнических групп в процессе их взаимодействия в заданном ландшафте. Он описывает и определяет понятие этнических систем, вводит термин «пассионарность», а также описывает этапы этногенеза и способы взаимодействия этнических групп.

В статье в доступной для читателя форме раскрываются основные положения данной научной работы.

В чем заключается пассионарная теория этногенеза

Гипотеза страсти была выдвинута Львом Гумилевым в середине ХХ века после исследования принципов развития этносов в условиях определенных ландшафтов. Более полно автор объяснил это в своей научной работе «Этногенез и земная биосфера».

Сам термин «страсть» был придуман российским ученым для обозначения внутреннего желания человека активно участвовать в достижении цели (не всегда положительного). Другими словами, этот термин указывает на желание (способность) человека изменить окружающий мир, аккумулируя большое количество психической энергии и передавая ее другим людям, вдохновляя их на жертвенные поступки, великое общее дело, удовлетворение своего безмерные амбиции и даже хищнические завоевания.

Примерами носителей такой страстной энергии могут быть Жанна д’Арк, Ганнибал, Наполеон, испанские конкистадоры и многие другие исторические личности (рис. 1). Для их активной деятельности требуется достаточное количество представителей определенной этнической группы, готовых вдохновляться идеями. Как только определенное количество страстных личностей накапливается среди населения, занимающего определенную территорию, возникает «импульс страсти», который является двигателем развития.

Страстная теория этногенеза

Рисунок 1. По словам Гумилева, страстотерпцы заняли очень важное место в истории

Согласно страстной теории этногенеза Гумилева, развитие любого этноса прямо пропорционально усилению или ослаблению феномена пассионарности. Таким образом, предлагаемая концепция объясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов друг с другом и с окружающей средой. При этом автор подробно размышляет о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов.

Этнические системы и их формы

В своей научной работе Гумилев определяет понятие «этнические системы» как общность, имеющую ряд характеристик.

По его словам, это:

  1. Биологические сообщества людей как одного из видов живой природы.
  2. Способ приспособить человечество к окружающему миру.
  3. Объединенные группы людей, связанных осознанием своего единства и самоидентификации от других этнических систем.
  4. Набор индивидов по общим стереотипам поведения.
  5. Сообщество, члены которого имеют общее происхождение и историю.
  6. Системы в постоянной эволюции.
  7. Структуры складываются в иерархическую систему.

В зависимости от того, что является объединяющим фактором в каждой этнической системе, историк выделяет следующие типы:

  1. Суперэтнос — самая большая форма, состоящая из совокупности разных этнических групп. Объединяющим фактором является стереотипное поведение, в основе которого лежат особенности мировоззрения, определяющее отношение его членов к фундаментальным вопросам жизни (например, европейское, мусульманское, римское суперэтно).
  2. Этничность — занимает второе место в иерархии этнических систем и широко известна как «народ». Объединяющим фактором является стереотипное поведение (национальный характер), основанное на связи сообщества с местом развития, которое также включает язык, религию, политическую и экономическую структуру.
  3. Субэтнос, консорциум и конвиксия — разновидности этноса, объединяющей силой которых является сильная привязанность к определенной местности и общей жизни (например, казаки, старообрядцы, поморы и т.д.).

Страстная теория этногенеза

Рисунок 2. Иерархия этнической системы

Автор отмечает, что чем выше этническая система в этой иерархической структуре, тем более длительный период ее существования (рис. 2).

Уровни и классификация пассионарности

Термин «страсть» обозначает избыток жизненной энергии, который является причиной внутреннего желания человека выполнять любой вид деятельности, направленный на изменение своей судьбы или улучшение окружающего мира.

Часто такая деятельность носит жертвенный характер, поскольку высшая цель воспринимается страстным носителем как более важная, чем собственное счастье, интересы и жизнь своих соотечественников. При этом не всегда доминирующий действует благими целями, поэтому под воздействием его энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления.

По словам Гумилева, феномен страсти имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космической радиации в результате солнечной активности и взрывов сверхновых.

Классифицируя способность к страсти, автор выделяет три уровня:

  1. Страстный — обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как находчивость, готовность приносить жертвы для достижения цели, желание и желание изменить окружающий мир. Как видите, страстному человеку чужд инстинкт самосохранения, и в то же время человек может быть как творцом (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто террористом) неудачник).
  2. Гармоничный человек находится в равновесии со своим окружением. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такой человек при определенных условиях может быть вполне успешным.
  3. Субстрастный — склонен к пассивности, лени, тунеядству и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, гнев, зависть) перевешивают умственную энергию. Именно поэтому бродяг, наемников и проституток называют типичными представителями субэнтузиастов.

Помимо базовой классификации, изложенной выше, Гумилев отразил более детальный период роста страсти, включающий 9 уровней. Итак, высший среди них — жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний жертвовать своей жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует нормальному жителю, полностью адаптированному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Страстная теория этногенеза

Рисунок 3. Каждый человек также классифицируется и принадлежит к определенному уровню страсти

Самый низкий уровень, согласно страстной теории этногенеза, отводится подстрастиям, которые абсолютно неспособны к действию, в результате чего происходит их взаимное разрушение и даже гибель этноса. При этом автор отмечает, что уровень увлеченности никоим образом не влияет на способности и темперамент личности. Другими словами, обыватель может обладать высокими умственными способностями, а энтузиаст может оказаться дураком и т.д.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых вносит в свою жизнь новый стереотип поведения групп людей. Для начала развития этногенеза необходима стабильная и расширяемая популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом территория должна объединять два или более ландшафта, на которых должны присутствовать две или более этнических групп и одновременно находиться на линии страстного порыва (рис. 4).

Страстная теория этногенеза

Рисунок 4. Схематическое развитие этнической группы отражает ее взлеты и падения

Итак, на первом этапе возникает импульс, который дает появление страстных личностей, что не отражается на ходе истории. Во второй фазе (инкубации) наблюдается рост этого процесса, который на протяжении истории длится до 150 лет и отражается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет были отмечены бурным развитием страстей, сопровождавшимся кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет называется акматической (перегрев), когда этнос стремительно наращивает свою мощь, находясь на высшей стадии уровня притязаний. В течение следующих полутора веков этническое единство подвергается расколу в результате гражданских войн, что приводит к медленному снижению страстей до оптимального уровня, который представляет собой всеобщее процветание благодаря накопленному богатству и традициям. Через 1000 лет после первого потрясения начинается упадок и деградация, которые продолжаются еще 150 лет. Спустя еще 350 лет от жизни этноса осталась только память.

Спустя 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии с окружающей средой), которая может длиться бесконечно до нового генетического дрейфа. Если этнос не смог войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Этническое взаимодействие

Если объяснить этническое взаимодействие простым языком, то это способы, которыми этнические группы влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня страсти, взаимодополняемости (отношения к другому на уровне эмоций) и размера этнических групп (рис. 5).

Страстная теория этногенеза

Рисунок 5. В современном мире не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать

Всего существует 3 способа такого взаимодействия:

  1. Симбиоз: каждая этническая группа занимает свою территорию, поэтому пассаты каждой группы изолированы друг от друга, что способствует сохранению национальных особенностей. Взаимное общение обогащает представителей обеих сторон.
  2. Ксения — это так называемые «гости», то есть те, кто не живет в своей этнической системе. Главное условие получения этого статуса — изоляция от «хозяев» ландшафта.
  3. Химера — этнос, не оторванный от «хозяина». Очень часто в этот тип отношений вступают две суперэтничности, имеющие отрицательную взаимодополняемость, что приводит к кровавым войнам и разрушениям, а также к уничтожению одной или обеих сторон в конфликте.

Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза

После публикации теории страсти в специализированных журналах она стала предметом значительной критики со стороны научного сообщества. Научное сообщество утверждает, что представленная теория не основана на достаточном количестве научно обоснованных аргументов, что выводит ее за рамки научных исследований.

Одной эрудиции и интуиции автора недостаточно, чтобы делать такие необоснованные выводы, и это признак некомпетентности и непрофессионализма автора. Несмотря на то, что теория не была принята научным миром в целом, термин «пассионарность» прочно закрепился в различных областях научного знания, и сегодня концепция русского ученого Гумилева изучается во многих вузах как единое целое из более красивых теорий о взаимодействии этнических групп.

Более интересные факты о теории страсти Гумилева представлены в видео.

Оцените статью
Добавить комментарий