Что такое Пергамский алтарь

Алтарь Пергама

Пергамский алтарь, один из самых значительных памятников эллинской истории, нашел в себе десятки сменяющихся эпох, от короля Аттала I до Второй мировой войны.

Мы более подробно расскажем о создании и многовековой истории памятника.

Что такое Пергамский алтарь

Архитектура античности по праву заслужила титул самых детализированных, искусных и долговечных скульптур из белого мрамора, даже спустя несколько тысяч лет они не теряют своего величия. Построенный на территории современной Турции под влиянием греческой культуры, Пергамский алтарь является примером мастерства эллинских скульпторов (рис. 1).

Версии относительно предыстории создания конструкции разные:

  1. По первой версии, события, предшествовавшие созданию памятника, были связаны с победой правителя Пергама Аттала I в войне с галатами (это галлы или кельты), совершившими набег на их царство. Блестяще отразив атаку и одержав победу, Пергамия решила больше не подчиняться Империи Селевкидов. Тогда же был построен мемориал. Дата событий — 228 г до н.э.
  2. По второй по популярности версии, здание возведено в честь войн и побед пергамских царей и римлян над галлами. Дата событий — с 184 по 166 год до нашей эры.
  3. Третья версия, самая «традиционная», говорит о посвящении памятника богам Зевсу и Афине или «двенадцати Олимпийским» (главным древнегреческим богам).

Из-за отсутствия конкретных надписей невозможно установить принадлежность одного из величайших греческих памятников — Пергамского алтаря — к определенным историческим событиям.

В ранних исторических записях об алтаре мало упоминаний. Например, римский писатель Луций Ампелиус представил структуру в своем эссе «О чудесах света». Греческий географ Павсаний также случайно упомянул памятник. Библия говорит о жертвеннике Зевса в Апокалипсисе Иоанна: «… Напиши ангелу Пергамской церкви: […] ты живешь там, где престол сатаны» (Откр. Гл. 2, стихи 12-13). Кроме того, изображение алтаря сохранилось на римской монете.

Историки не могут полностью ответить на вопрос, почему такой искусной работе уделялось так мало внимания в письменных памятниках древности. С большой долей вероятности, римляне холодно отнеслись к эллинистической скульптуре: она родилась не в эпоху классицизма и не создавалась в настоящих мастерских Аттики.

Алтарь Пергама

Рисунок 1. Пергамский алтарь — один из самых ценных памятников древности

Дальнейшие события должны были навсегда уничтожить следы памятника, но каждый раз алтарь сохранялся. Мемориал пережил разрушение, захоронения в земле, включение в другие сооружения, разрушение города арабами в 713 году нашей эры, сильное землетрясение в средневековье, раскопки в 19 веке, транспортировку уцелевших фрагментов в Берлин, полную реставрацию, вывоз россиянами из Берлина в Эрмитаж и последующее возвращение…

Ценность работы эллинов оценили только в 19-20 веках, когда они противопоставили находку фризу из Парфенона и начали полную реставрацию. Тогда же началась активная борьба за права на находку. Отреставрированы важнейшие детали памятника и общая структура, но полные образцы письменности не сохранились.

Общая характеристика сооружения

Пергамский алтарь занимает значительное место в архитектуре эллинизма. В отличие от классических алтарей, это был отдельный архитектурный ансамбль. Изначально здание было возведено на южном склоне горы Акрополь, чуть ниже Афинского святилища. Алтарь располагался ниже всех городских построек более чем на 25 метров и был хорошо виден со всех сторон. Со ступенек здания открывалась панорама: нижняя часть города, святилище Деметры, храм Асклепия, бога исцеления, чей змеиный посох стал теперь символом здоровья (рис. 2).

Алтарь Пергама

Рисунок 2. Общая структура памятника

Описание предназначения пергамского алтаря также не сохранилось. Но по аналогичным постройкам можно сделать вывод, что он возведен для проведения ритуалов на открытом воздухе — закрытой крыши в конструкции не было.

По структуре пергамский алтарь похож на классические храмы Древней Греции:

  1. Структура имеет форму вытянутой буквы «П». На верхнем уровне установлен алтарь у основания, а нижний уровень со всех сторон огражден глухими стенами.
  2. Плинтус размером 36,44 на 34,20 метра расположен на пятиуровневом фундаменте.
  3. По всей длине цоколь обрамляет большой фриз высотой 2,3 метра и длиной 120 метров. Внутреннее пространство верхнего яруса у алтаря украшает небольшой фриз высотой всего 1 метр.
  4. Ступени шириной 20 метров входят в центральную часть основания и ведут к месту жертвоприношений, на котором стоит сам алтарь высотой около 3-4 метров.
  5. Верхний уровень здания окружает классический ионический портик, крышу украшают статуи богов Олимпа.
  6. Общая высота конструкции 9-10 метров.

Мастера

Практически всю внешнюю отделку цоколя и алтаря пергамского алтаря выполнили мастера классической архитектурной школы Древней Греции афинянин Фидий. И лишь несколько местных пергамских мастеров выполняли работу в индивидуальном стиле (рис. 3).

Несмотря на разницу в технике исполнения, Большой и Малый фризы выглядят эффектно и завершенно. До нас дошло упоминание имен мастеров: Орест, Исигон, Стратоник, Менекрат, Антигон, Пиромах. Их подписи венчали памятник. Однако отличить авторство каждого из фрагментов не удалось.

Также нет точной информации о том, как выполнялась работа. Весьма вероятно, что эскиз был создан художником, так как даже самые мелкие детали согласуются друг с другом. Например, прически и одежда богинь никогда не повторяются при сохранении общего стиля, а каждый фрагмент — это отдельная уникальная история.

Алтарь Пергама

Рисунок 3. Точное имя создателя памятника неизвестно, так как алтарь строился на протяжении нескольких поколений

Из любопытных фактов: несколько поколений работали над горельефом пергамского алтаря и над изображениями божеств. Об этом свидетельствует разница в стиле подписей. Это говорит о заслуженно высокой ценности скульптурной работы.

Скульптурный декор и иконография

Пергамский алтарь Зевса содержит сотни деталей и различных мифологических сюжетов, которые мы постараемся кратко описать.

Тема Великого Фриза — гигантомахия, это также битва олимпийских божеств с гигантами. Помимо традиционных олимпийцев, можно увидеть более древние и даже вымышленные божества самих скульпторов. Их главные противники: король Порфирион и его приспешники: гиганты с крыльями, головы птиц и зверей, змеи вместо ног.

Как характерно для любого произведения искусства древности и эллинизма, сюжет битвы богов отражает исторические события. Боги Олимпа символизировали упорядоченное и справедливое греческое государство, а гиганты — дикие, жестокие и воинственные племена. Олимпийские божества были аллегорией правящей династии.

На Большом фризе изображено более 50 различных изображений божеств (вырезанных в верхней части холста) и столь же великанов (вырезанных в нижней части холста). Такое расположение подчеркивает противостояние жизни и смерти, двух миров — божественного и хтонического (рис. 4).

Алтарь Пергама

Рис. 4. В убранстве алтаря изображены мифологические текстуры того времени

Чтобы узнать имя каждого существа на фризе, достаточно заглянуть под ноги фигурки: там будет вырезано изображение или надпись с пояснением.

Распределение изображений по всему холсту в горельефе следующее:

  1. С главной стороны, на востоке, взяты в плен боги Олимпа.
  2. На северной стороне вырезаны боги ночи и созвездия.
  3. Богов воды можно увидеть на западной стороне.
  4. На южной стороне находятся боги, подвластные небесам и светилам.

Сюжет композиции можно назвать незаконченным: после победы над хтоническими существами появляется новая угроза — стихии грозят нарушить устоявшийся порядок и разрушить гармоничный и правильно построенный мир.

Тема «Малого фриза» — это история создания Царем Телефом Пергамского королевства. Согласно легендам, он был сыном самого Геракла. Стиль исполнения сильно отличается от Большого Холста. Изображенные фигуры менее выразительны и более сфокусированы, элегичны (мечтательная меланхолия), местами можно увидеть и части пейзажей. На некоторых фрагментах можно увидеть самого Геракла и греков, строящих корабль аргонавтов. Традиционная эллинистическая нотка удивления подтверждается случайной встречей полубога с его сыном.

Таким образом, в Большом и Малом фризах соприкоснулись основные сюжеты античной и эллинской культуры: закономерность гибели всякого зла и преобладание случайности в мире.

Характерные особенности стиля

Несмотря на качественное подражание стилю греческих мастеров, пергамский алтарь стал зеркальным отражением эллинистической архитектуры.

Если в античном классическом искусстве царит благородное и статичное спокойствие фигур, то все герои пергамского горельефа энергичны, выразительны, динамичны. Даже при беглом взгляде на тысячи деталей, изгибы бровей, губ, рук, ног, кажется, что в мире обрушился катаклизм и, если его не преодолеть, все закончится. Точно передана гамма эмоций победителей и проигравших. Хтонические существа в отчаянии, боги напряжены и сосредоточены. Само устройство горельефа позволяет увидеть все детали, размытые или высветленные из-за разницы плоскостей. Прохождение светотени усиливает ощущение напряжения, которое испытываешь при взгляде на текстуру Grande Fregio.

Кроме того, различие в архитектуре эллинистического периода можно проследить в жестокости и величии, с которыми показана битва олимпийских богов и гигантов на пергамском алтаре. Противостояние доведено до предела кипения, боги Олимпа, полные праведного гнева, направляют все свои силы на исполнение наказания жестоких демонов.

Предыдущие скульптуры изображали только предупреждения богов без прямого физического насилия, ценные уроки, все герои изображались с безмятежными и гармоничными лицами. Однако создатели не перестарались с жестокостью и на горельефе нет слишком жестоких или омерзительных сцен.

Взаимосвязь с другими произведениями искусства

Если внимательно изучить все эпизоды фриза пергамского алтаря, можно обнаружить более ранние древнегреческие мотивы. Например, изображение Аполлона было скопировано со скульптуры Леохарда (ныне сохранившаяся римская копия представлена ​​статуей Аполлона Бельведерского). Главный горельеф — Зевс и Афина — практически скопирован с западного фронтона Парфенона, изображающего поединок богини и Посейдона.

Дата создания пергамского алтаря — 180–159 гг. До н.э. Несколько веков спустя мотивы фриза оказали сильное влияние на развитие римского искусства. Скульптурная группа «Лаокона» была создана всего через двадцать лет после алтаря. Знакомые эмоции можно увидеть на лицах персонажей.

Как строение воспринимается в наши дни

Сегодня античный памятник — Пергамский алтарь, созданный в лучших архитектурных традициях Древней Греции, привлекает внимание туристов и историков со всего мира. Полностью отреставрированное здание позволит нам детально изучить масштаб, с которым люди древности и эллинской эпохи строили здания (рис. 6).

Алтарь Пергама

Рис. 6. Так выглядит памятник сегодня

 Однако прикоснуться к старинным мраморным плитам можно будет только в 2023 году, а в Берлинском музее планируется пятилетняя плановая реконструкция.

Оцените статью
Добавить комментарий